Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной тяги. Ж. т. возник во 2-й четверти 19 в. в связи с развитием крупной промышленности. В 1825 в Англии была введена в действие первая железная дорога общего назначения с паровой тягой "Стоктон - Дарлингтон" протяжённостью 21 км. В России первая железная дорога общего назначения была построена и открыта для движения в 1837 между Петербургом и Павловском (27 км), а в 1851 была введена в эксплуатацию первая железная дорога большого протяжения "Петербург - Москва" (около 650 км).
   Железная дорога "Москва - Курск" (540 км) была введена в эксплуатацию 7 сентября 1868, а в 1869 было открыто движение от Курска до Белгорода и Харькова. Строительством железных дорог на территории Курской области занималось акционерное "Общество Курско-Киевской ж.-д.", которое было основано 24 декабря 1866 (с мая 1891 - "Общество Киево-Воронежской ж. д."). В июне 1893 вступила в строй построенная этим обществом железная дорога "Курск - Воронеж". В 1895 открылось движение по железной дороге "Курск - Льгов", протянувшейся впоследствии на Украину до Киева. Вплоть до середины 20 в. единственным видом локомотивов Ж. т. являлись паровозы. В начале 1950-х произошёл полный переход на тепловозную и электротягу и паровозы стали достоянием истории техники. В частности, паровоз серии ФД, установленный в 1982 в "Музее железнодорожного транспорта" на Рижском вокзале Москвы, принадлежал локомотивному депо ст. Льгов. На смену паравозам пришли тепловозы и электровозы. Магистраль "Москва - Курск" была электрифицирована и перешла на электровозную тягу в 1959. Несколько позже был электрифицирован участок "Курск - Харьков".
   Ж. т. современной Курской области представлен четырьмя железнодорожными магистралями, пересекающими Курскую область с севера на юг: "Москва - Курск - Харьков" (по территории Курской области - от ст. Поныри до ст. Ржава, 146 км), "Санкт-Петербург - Арбузово - Льгов - Харьков" (по территории Курской области - от ст. Дерюгино до ст. Рулитино, 190 км), "Москва - Касторная - Луганск" (по территории Курской области - от ст. Прокуророво до ст. Роговое, 70 км), "Орша - Унеча - Ворожба" (по территории Курской области - от ст. Локоть до ст. Тёткино, 64 км), магистралью, пересекающей Курскую область с запада на восток: "Киев - Льгов - Курск - Касторная - Воронеж" (по территории Курской области - от ст. Глушково до ст. Благодатенский, около 350 км) и магистралью "Орёл - Арбузово - Льгов" (по территории Курской области - от ст. Курбакинская до ст. Льгов, 122 км). По густоте железных дорог (в км на 1000 кв. км площади) Курская область занимает одно из первых мест в России


На главную страницу

2008 - 2023